Ввод новых норм закона позволил аккредитованному удостоверяющему центру «Инфотекс Интернет Траст» предложить своим клиентам онлайн-сервис по продлению действия квалифицированных сертификатов. Если у заявителя есть действующая квалифицированная электронная подпись, то теперь получить новый квалифицированный сертификат, тем самым продлив срок использования электронной подписи, он сможет полностью дистанционно без посещения офиса удостоверяющего центра.
Прежде всего, уточним, что несмотря на часто используемые термины «продление, перевыпуск, обновление», фактически удостоверяющий центр не продлевает действие текущего сертификата, а создаёт и выдаёт пользователю абсолютно новый сертификат. В процессе его получения генерируется новая ключевая пара (ключ электронной подписи и ключ проверки электронной подписи), запрос на создание нового сертификата и собственно сам новый квалифицированный сертификат. Полученный сертификат будет иметь новый серийный номер.
Заметим, что при продлении остаток от срока действия текущего сертификата не будет добавлен в обновлённый сертификат. Срок действия нового сертификата составит 12 месяцев с момента его создания удостоверяющим центром.
В то же время необходимо понимать, что продление сертификата электронной подписи возможно не позднее окончания срока его действия. Нельзя продлить сертификат, если его срок действия уже истёк. Подписать документы электронной подписью с использованием этого сертификата не получится, программное обеспечение просто её не сформирует. Даже если подписать документы всё-таки удастся в каком-либо специализированном приложении, то подпись не пройдёт проверку валидности и не будет иметь юридической силы. Поэтому лучше позаботиться о продлении электронной подписи заранее.
К продлению доступны как сертификаты, выданные нашим удостоверяющим центром, так и сторонними удостоверяющими центрами. При этом есть ряд нюансов. Если продлеваемый сертификат выдан сторонним удостоверяющим центром, то такой удостоверяющий центр должен быть аккредитован по новым правилам согласно № 63-ФЗ «Об электронной подписи».
Большинство удостоверяющих центров не смогли подтвердить свою аккредитацию по новым нормам закона. Выданные ими квалифицированные сертификаты перестали действовать 31 декабря 2021 года, даже если срок их действия ещё не закончился.
Согласно Федеральному закону № 63-ФЗ «Об электронной подписи», удостоверяющий центр при создании квалифицированного сертификата, помимо идентификации заявителя, обязан проверить достоверность сведений, вносимых в него. При дистанционном продлении КЭП проверки осуществляются удостоверяющим центром в автоматическом фоновом режиме. В обязательном порядке проводится проверка данных заявителя в государственных информационных ресурсах — в Федеральной налоговой службе России, в Пенсионном фонде Российской Федерации, в Министерстве внутренних дел Российской Федерации. Перечень проводимых проверок зависит от типа выдаваемого сертификата. В настоящее время коммерческие аккредитованные удостоверяющие центры по закону имеют право выдавать квалифицированные сертификаты физическим лицам и юридическим лицам, содержащим в качестве владельца сертификата наряду с наименованием юридического лица физическое лицо, действующее от имени юридического лица на основании доверенности (сотрудникам юридических лиц). При этом владелец сертификата должен являться гражданином Российской Федерации.
Для продления сертификата данные владельца в действующем квалифицированном сертификате (ФИО, СНИЛС, ИНН ФЛ), с применением КЭП которого будет происходить идентификация, должны совпадать с данными в новом получаемом квалифицированном сертификате.
В зависимости от типа создаваемого сертификата электронной подписи проверяются различные значимые данные заявителя:
При обновлении квалифицированного сертификата есть и технические нюансы, связанные с самой процедурой продления.
В случае если действующий сертификат хранится на ключевом носителе, его необходимо подключить к компьютеру, на котором будет происходить процесс получения нового сертификата. Если действующий сертификат установлен в хранилище сертификатов на компьютере, а контейнер с ключевой парой этого сертификата установлен соответственно в файловой системе или системном реестре, процесс получения нового сертификата должен проводиться на том же самом компьютере.
Информационная система сама отобразит доступные к обновлению сертификаты при подаче заявки на новый сертификат заявителем на сайте удостоверяющего центра. Заявителю необходимо будет только вручную указать сертификат, который нужно продлить, и заявка на продление сертификата будет сформирована с данными заявителя на основе выбранного сертификата.
После продления сертификата его можно будет скачать в личном кабинете заявителя на сайте удостоверяющего центра.
Сертификат электронной подписи невозможно продлить онлайн, если:
В этих случаях получить сертификат электронной подписи можно, посетив удостоверяющий центр или его партнёров.