Республика Ингушетия
Это ваш регион?
Отдел продаж
Техподдержка 24/7

Банкротство онлайн: обзор систем и сервисов

Банкротство — долгий и сложный процесс, но с использованием электронных систем и сервисов его прохождение можно сделать более удобным и менее затратным по времени. Рассказываем, какие системы и сервисы существуют, как их использовать и что необходимо для банкротства в онлайн-режиме.
Елена Ефимова
14 Октября 2020
Юрист
Получить сертификат электронной подписи
Заполните заявку на выпуск сертификата
Заполнить заявку

Достаточно проанализировать основные активности должника при банкротстве по собственной инициативе, чтобы понять: банкротство в онлайн-режиме не только возможно, но и гораздо более удобно и практично, чем традиционный вариант.

С помощью государственных автоматизированных систем и сервисов в режиме онлайн доступны следующие услуги:

  1. Проверка наличия возбуждённых и завершённых судебных и исполнительных производств, действующих исполнительных документов, а также уточнение по ним суммы задолженности.
  2. Подача в арбитражный суд заявления о банкротстве, представление документов, получение судебных решений, их обжалование.
  3. Публикация обязательных при банкротстве сведений.
  4. Отслеживание хода процесса, реагирование на изменение ситуации.
  5. Мониторинг торгов в рамках конкурсного производства.

При наличии у компании-должника собственной системы ЭДО или подключении услуг оператора ЭДО становится доступным электронное взаимодействие с арбитражным управляющим, кредиторами, государственными органами, например ФНС, и внебюджетными фондами.

Ключевой момент прохождения процедуры банкротства через интернет — наличие квалифицированного сертификата электронной подписи (УКЭП) и программного обеспечения для работы с электронной подписью. Без этого невозможно зарегистрироваться в системах и сервисах, а также подписывать и направлять документы. Сертификат оформляется в аккредитованном удостоверяющем центре.

Основные системы и сервисы для онлайн-банкротства — «Мой арбитр», Федресурс и ЕФРСБ (подсистема Федресурса).

Банкротство через «Мой арбитр»

Система «Мой арбитр» обеспечивает подготовку и направление в арбитражный суд документов при подаче заявления о банкротстве и по ходу судебного процесса.

Для работы в системе необходимы:

  1. Сертификат УКЭП, программное обеспечение для работы с электронной подписью.
  2. Авторизация в системе с помощью ЭП или учётной записи ЕСИА.
  3. Выполнение требований Порядка подачи в арбитражные суды документов в электронном виде.

Для работы в системе по делам о банкротстве предназначен раздел «Банкротство», который позволяет:

  1. Составить и подписать или загрузить и заверить электронной подписью заявление о признании банкротом, а также заявления, ходатайства, жалобы и другие документы, необходимые по ходу судебного процесса.
  2. Направить подготовленные документы в арбитражный суд.
  3. Загрузить и направить в суд письменные доказательства.

В системе «Мой арбитр» также доступен календарь судебных заседаний, кроме того, через неё можно отслеживать ход процесса и ознакомляться с решениями суда.

Банкротство через Федресурс и ЕФРСБ

Закон о банкротстве обязывает должника перед подачей заявления в суд опубликовать информацию о своём намерении в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве (ЕФРСБ). В онлайн-режиме это делается через основную систему — Единый федеральный реестр юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц (ЕФРСФДЮЛ).

Для работы в системе необходимы:

  1. Сертификат УКЭП и программы для работы с электронной подписью.
  2. Выполнение требований руководства пользователя.

Для работы в системе Федресурса дополнительно потребуются:

  1. Установка плагина, предоставляемого оператором системы.
  2. Получение доступа к авторизованному рабочему месту посредством ЭП и установленного программного обеспечения.
  3. Заполнение карточки юридического лица.

Сообщение о банкротстве составляется и публикуется через личный кабинет. Здесь же оно оплачивается. Пользователь может выбрать тариф с абонентской платой или сделать разовый платёж.

В дальнейшем, по ходу банкротства, системы Федресурса и ЕФРСБ позволяют:

  1. В автоматическом режиме получать на свой адрес электронной почты все или определённые публикации о событиях в деле о банкротстве. Доступно до 50 подписок.
  2. Делать выборки и смотреть сообщения, публикуемые арбитражным управляющим и другими лицами в ЕФРСБ.
  3. Изучать отчёты арбитражного управляющего.
  4. Отслеживать ход торгов, если дело перешло в стадию конкурсного производства.
  5. Получать сведения из реестров и баз данных.

Другие сервисы для онлайн-банкротства

Остальные системы и сервисы носят скорее вспомогательный характер и пригодятся для подготовки к судебным процессам, мониторинга активностей участников дела и отслеживания ситуации с банкротством:

  1. Портал Госуслуги, электронные приёмные на сайтах различных ведомств — для запроса и получения информации и документов в электронном виде от государственных органов и внебюджетных фондов.
  2. Банк данных исполнительных производств — возможность проверить себя на наличие долгов, возбуждённых и завершённых исполнительных производств, а также уточнить ход исполнительных производств.
  3. Судебные системы «Правосудие» и «Картотека дел» («Мой арбитр») — проверка на наличие исков в отношении должника по базе судов общей юрисдикции, принятые решения.

Действующие системы и сервисы обеспечивают эффективную подготовку к предстоящему судебному процессу, подачу в суд заявления и любых других документов, мониторинг и контроль хода банкротства. С помощью системы ЭДО можно обмениваться документами и сведениями с арбитражным управляющим, кредиторами и государственными органами. Даже в суд на заседания приходить необязательно — существует возможность участия в заседаниях суда по видеоконференцсвязи.

Эта статья была полезной?
Получить сертификат электронной подписи
Заполните заявку на выпуск сертификата