Электронная подпись (ЭП) — это цифровой инструмент, который подтверждает подлинность и авторство документа. Она широко применяется в различных сферах жизни — при коммуникации между сотрудниками и работодателями, при закупках различных товаров и услуг, сотрудничестве организаций и структур, взаимодействии граждан с государством.
На сегодня в России применяются три вида цифровых подписей: простая (ПЭП), усиленная неквалифицированная (УНЭП, или НЭП) и усиленная квалифицированная (УКЭП, или КЭП). Они различаются по нескольким важным аспектам — степени защищённости, стоимости, функциональности и области применения.
Простая неквалифицированная электронная подпись обычно выглядит как связка «логин-пароль». Как правило, она является этапом авторизации пользователя. Например, на портале Госуслуг. ПЭП формируется бесплатно и позволяет подтвердить личность пользователя. Дополнительно к этому инструменту может быть установлен ввод кода из СМС или приложения-аутентификатора.
Определение и обязательные параметры НЭП указаны в статье 5 Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ.
Этот вид подписи является результатом криптографического преобразования информации с использованием уникальной последовательности символов (ключа электронной подписи).
Сертификат УНЭП занимает промежуточную позицию между простой подписью и квалифицированной. Он позволяет эффективно решать ряд практических задач и обеспечивать необходимую степень безопасности в тех случаях, когда использование одной будет избыточным, а другой — недостаточно безопасным. С помощью неквалифицированной подписи работают внутри компании, взаимодействуют с заказчиками, поставщиками и ФНС.

Благодаря специальному механизму защиты от внесения несанкционированных изменений УНЭП помогает выявить любые правки, внесённые в документ после его окончательного согласования всеми сторонами. Это особенно полезно в ситуациях, когда важно обеспечить целостность соглашения. Например, заметить, если злоумышленник добавил дополнительные условия в договор или скорректировал имеющиеся положения в свою пользу.
Области применения НЭП:
Как мы упоминали выше, в определённых ситуациях закон накладывает ограничения. Запреты на применение НЭП распространяются:
Во всех этих случаях потребуется КЭП. Она имеет более широкие возможности и особенно полезна для взаимодействия с государственными органами — для получения лицензий и разрешений, сдачи отчётности, а также для работы в строго регулируемых сферах. Это касается, в частности, медицины, фармацевтики, производства алкоголя и ювелирного дела.
Процесс формирования НЭП включает два основных элемента: сертификат и ключ проверки.
Сертификат содержит идентификационные данные владельца и публичную часть криптографического элемента. Создание сертификата возможно, но не обязательно для использования этого вида ЭП, если обязательные признаки НЭП можно установить и подтвердить без него. К примеру, если подпись создана в определённой ИС, используется в ней же, при этом система обладает средствами проверки электронной подписи.
Ключи проверки представляют собой специальный набор цифровых кодов, применяемых для обеспечения целостности ЭП. Они выполняют функцию удостоверения личности и принадлежности подписи конкретному владельцу.
Подпись допустимо хранить на специальном носителе (токене), в облачном хранилище или на устройстве — телефоне, ноутбуке, планшете и т.д. Но есть обязательное требование: в пространстве, где будет сохранена ЭП, должно быть специальное программное обеспечение.
Физический носитель — это конкретное устройство — токен или компьютер.
Для работы с ним понадобятся:
Есть несколько способов получения УНЭП:
Чтобы получить НЭП в удостоверяющем центре, выберите организацию, предоставляющую услугу. Узнайте, какие требования нужно соблюсти и что от вас понадобится в дальнейшем.
Затем:
Выпуск проходит бесплатно в несколько шагов, а документы поступают на подписание прямо в приложение.
Для создания сертификата НЭП в приложении понадобится подтверждённая учётная запись на Госуслугах.
Затем:

Неквалифицированная ЭП не является полноценной и безусловной заменой собственноручной подписи. Для признания НЭП её аналогом нужно выполнить несколько требований одновременно:
Только при соблюдении всех этих условий документы будут равнозначны бумажным, которые вы подписали от руки.