Для участников, особенно для победителя торгов, важно успеть получить банковскую гарантию вовремя. Иначе появляется риск попасть в реестр недобросовестных поставщиков.
Получение банковской гарантии в рамках электронного документооборота с банком значительно экономит время. Достаточно оформить онлайн-заявку, подписать документы УКЭП и направить в банк — они поступят моментально.
Электронная банковская гарантия равноценна бумажной по юридической силе. Она имеет форму электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью банка.
Нормативные требования к бумажным и электронным гарантиям одинаковы. Все условия прописаны в статье 45 закона о контрактной системе (№ 44-ФЗ от 05.04.2013 в редакции от 31.07.2020).
Основное требование — банк-гарант должен находиться в перечне банков, которые вправе выдавать гарантии для госзакупок. Перечень формирует Минфин с учётом информации Банка России и при каждой актуализации сведений публикует на сайте Минфина.
Банковская гарантия должна быть безотзывной и содержать сумму гарантии, обязательства, которые обеспечены гарантией, срок действия гарантии и другую информацию, предусмотренную ч. 2 ст. 45 44-ФЗ и закупочной документацией.
В закупках, которые проводятся в рамках № 223-ФЗ, требований к банкам-гарантам нет. Для них специальных перечней не формируется. Однако заказчик вправе сам сформировать такой перечень или установить требования к банкам-гарантам в закупочной документации.
Банк-гарант определяет самостоятельно процедуру подачи заявки на получение электронной гарантии, требования к документам, сроки оформления гарантии и её стоимость.
Порядок действий:
Если банк одобрит заявку и у него не будет замечаний к документам, процесс получения электронной гарантии займёт примерно 2—3 дня.
Указанные выше действия можно выполнить самостоятельно или воспользоваться услугами агентов (брокеров). Это посредники, которые работают со многими банками одновременно и за определённую оплату своих услуг сделают практически всю работу за вас.
Агенты помогут подобрать банк с наиболее выгодными условиями в пределах того перечня банков, с которыми они сотрудничают. Подготовят онлайн-заявку и разошлют её сразу в несколько банков, чтобы у клиента была возможность самому выбрать выгодное предложение. Оформлять банковскую гарантию через агентов действительно удобно, но для начала придётся выбрать надёжного агента, а в итоге — заплатить за услуги.
Есть и ещё один вариант — получение электронной банковской гарантии с помощью ЭТП, где проводится закупка. ЭТП работают по тем же принципам, что и агенты. И удобство здесь только в том, что всё можно решить в рамках одной рабочей площадки.
Получение от банка электронной гарантии — это только половина дела. Главное — чтобы банк своевременно загрузил сведения и документы в ЕИС (реестр гарантий), а заказчик рассмотрел и принял гарантию. Это важно для закупок по №44-ФЗ. Если закупка проводится по №223-ФЗ, банковскую гарантию загружать в реестр не требуется. Она направляется заказчику в рамках ЭДО, который обеспечивает площадка, на которой проводится закупка.
Банк-гарант обязан загрузить сведения и документы о выданной банковской гарантии в ЕИС (реестр банковских гарантий) в течение суток с момента выдачи. Проблема для участника закупки в том, что у него нет доступа к этому реестру. Соответственно, нет возможности проверить, есть ли гарантия в реестре и соответствует ли она всем требованиям. Доступ есть только у банков и у заказчиков.
Несмотря на отсутствие у участника закупки доступа к реестру гарантий, у него всё же есть возможность проверить, какие именно туда внесены сведения и документы.
Официальный способ — направить запрос в Федеральное казначейство. Запрос готовится по установленной форме (Приложение № 4, Приказ Минфина №164н от 22.10.2015 в редакции от 15.01.2019). Выписку должны выдать в течение суток, и она — юридически значимый документ. Запрос предпочтительнее формировать с помощью специального программного обеспечения, рекомендованного Минфином, которое можно скачать на сайте ведомства.
Можно также запросить сведения и документы в банке-гаранте. Предоставление такой информации — на усмотрение банка. Сроки получения варьируются. При этом не исключено, что банк просто выдаст распечатку с портала госзакупок, которая не имеет никакого юридического веса, не содержит печати и подписи банка.
Также можно узнать напрямую у заказчика, всё ли в порядке с банковской гарантией.
Наличие гарантии в реестре и её соответствие требованиям проверять необязательно, но это позволит убедиться том, что нарушений нет и заказчик её примет. Заказчику отводится три дня на изучение загруженных банком в реестр сведений и документов. Он вправе отказать в принятии гарантии, если её в реестре нет или она не соответствует нормативным требованиям и требованиям к закупочной документации.