Москва, ул. Мишина, 56, стр. 2, подъезд 1, этаж 2
г. Москва
Это ваш регион?
Отдел продаж
Техподдержка 24/7

Концепция ФНС по развитию ЭДО в хозяйственной деятельности: что ожидает бизнес в ближайшей перспективе

В декабре 2020 года на уровне Правительства РФ была утверждена разработанная ФНС Концепция развития ЭДО в хозяйственной деятельности юридических лиц и предпринимателей. В ней даётся оценка текущего состояния электронного документооборота и обозначаются ключевые направления развития. Особое внимание уделяется переводу в электронный вид юридически значимого документооборота. Концепция поможет бизнесу оценить планы ФНС и других государственных ведомств на ближайшую перспективу и заранее подготовиться к изменениям.
Елена Ефимова
07 Июня 2021
Юрист
Подключиться
Чтобы подключиться к электронному документообороту, заполните заявку вручную или загрузите сертификат ЭП
Заполнить заявку

Несмотря на активное развитие в России электронного документооборота, доля его использования представителями бизнеса относительно невелика. Полностью безбумажный документооборот применяется только некоторыми компаниями. В подавляющем большинстве случаев электронные документы дублируются бумажными. Основными причинами этого ФНС называет отсутствие полноценной нормативной, организационной и технологической базы для ЭДО, а также отсутствие единых подходов к созданию, обороту и хранению электронных документов среди участников электронного документооборота.

Ключевые препятствия перехода на ЭДО:

  1. Разнообразие нормативно-правовых актов при отсутствии единого нормативного подхода к регулированию ЭДО в целом.
  2. Большое количество регуляторов — государственных органов, которые утверждают свои формы и требования к электронным документам. Как следствие — отсутствие унифицированного подхода.
  3. Необходимость индивидуализации документов с учётом специфики бизнеса разного типа и отраслевой принадлежности.
  4. Слабый уровень доверия к электронным документам и ЭДО в плане соблюдения конфиденциальности электронных документов и сведений, составляющих коммерческую тайну.
  5. Отсутствие нормативных требований, обязывающих переходить на электронные документы и ЭДО. Текущие законы допускают возможность альтернативного использования как бумажных, так и электронных документов. Исключение — сдача электронной отчётности, которая постепенно становится обязательной для всех представителей бизнеса.

Сами предприниматели среди барьеров для перехода на ЭДО называют несколько другие обстоятельства. С одной стороны, у некоторых представителей бизнеса есть непонимание экономической выгоды перехода на ЭДО. С другой — представленные на рынке решения и продукты, а также специализированные кадры зачастую стоят дорого, что может быть ощутимо для сферы малого и среднего бизнеса. Отмечается также нежелание контрагентов переходить на ЭДО в договорных отношениях и отсутствие единых электронных форм для большого количества документов.

Какие возможности даёт бизнесу переход на ЭДО

По оценкам ФНС, бумажный документооборот требует гораздо больших затрат, чем электронный. При этом внедрение ЭДО обеспечивает:

  1. Сокращение расходов на работу с документами.
  2. Сокращение количества ошибок за счёт снижения влияния человеческого фактора.
  3. Увеличение скорости обмена сведениями и документами, что повышает актуальность учётных данных.
  4. Повышение скорости заключения сделок и, соответственно, оборота денежных средств.
  5. Быструю и гарантированную доставку и получение документов, отправку и доставку отчётности, что снижает риск штрафных санкций.
  6. Возможность отслеживания движения документов во времени и между участниками ЭДО.
  7. Создание единой базы электронных документов компании или ИП, в том числе системы хранения и поиска, автоматического архивирования документов, исключающей утрату документов.
  8. Создание внутри компании единого информационного пространства, удобного для работы и контроля исполнения.

Как государство планирует развивать ЭДО

В концепции выделено несколько ключевых направлений развития ЭДО с целью его активного внедрения в практику компаний и предпринимателей.

В период 2021—2024 гг. планируется увеличение количества форматов электронных документов. В частности, должны быть разработаны и утверждены формы электронных договоров с контрагентами и документов, используемых в процессе исполнения сделок и закрытия обязательств. Поскольку большинство форм документов невозможно стандартизировать, планируется предусмотреть возможность использования свободных форм. Одновременно планируется разработать требования к направлению определённых типов документов в электронной форме.

Кроме того, в перспективе будут устранены барьеры для активного использования электронных подписей и электронных доверенностей, будут созданы единые технологические правила ЭДО.

Электронная подпись — ключевой инструмент, обеспечивающий юридическую значимость ЭДО. Основной и единственный вид ЭП, который позволяет однозначно идентифицировать автора, подтвердить подлинность документа, создать высокий уровень безопасности ЭДО — усиленная квалифицированная электронная подпись.

Поэтому акцент в развитии электронного документооборота будет делаться на применении УКЭП. Однако сегодня существуют барьеры для этого. В частности, далеко не все представители бизнеса разбираются в видах ЭП, сферах их применения и необходимых мерах безопасности, поэтому откладывают внедрение электронного документооборота. Существующие преграды планируется устранять.

Планы и ожидаемые к 2024 году результаты

Среди ключевых мероприятий в рамках концепции планируется:


  1. Разработка ФНС методологии по аккредитации операторов ЭДО для обеспечения электронного документооборота между юридическими лицами и (или) предпринимателями.
  2. Утверждение единой методологии обмена электронными документами и единого подхода к созданию форматов электронных документов.
  3. Разработка и внедрение информационной системы ФНС, в рамках которой будут созданы прикладные сервисы, в частности для приёма счетов-фактур, передачи имущественных прав (документа об оказании услуг и выполнении работ), а также обеспечения ЭДО с государственными органами.

Также планируются изменения в законодательстве и проведение пилотных проектов для внедрения новшеств.

Вместо истребования у компаний и предпринимателей сведений и документов постепенно планируется перейти на запросы и использование сведений и записей из государственных информационных систем и реестров.

До конца 2024 года запланировано перевести в электронную форму 95% счетов-фактур и 70% транспортных и товарных накладных. С 2022 года ожидается 20-процентный ежегодный прирост количества электронных документов, направляемых предпринимателями и компаниями друг другу в рамках ЭДО. С 2023 года планируется ежегодно сокращать минимум на 10% количество бумажных документов, истребуемых ФНС в ходе налогового контроля.

Эта статья была полезной?
Подключиться
Чтобы подключиться к электронному документообороту, заполните заявку вручную или загрузите сертификат ЭП