Саратов, ул. Чернышевского, 60/62, офис 909
Саратовская область
Это ваш регион?
Отдел продаж
Техподдержка 24/7

ЭДО для маркировки: с 1 января 2022 года передавать данные в систему маркировки можно будет только через операторов ЭДО

На сегодняшний день участники оборота маркированных товаров могут передавать сведения и документы в систему непосредственно через свой личный кабинет, а те, кто использует услуги оператора ЭДО, могут делать это через своих операторов. С 1 января 2022 года процедура изменится. Для многих товарных групп останется только один вариант — передача документов в систему через оператора ЭДО. Расскажем, какие именно маркированные товары попадут под изменения и что нужно сделать бизнесу для того, чтобы передача сведений через ЛК не стала нарушением.
Елена Ефимова
10 Декабря 2021
Юрист
Подключиться
Чтобы подключиться к электронному документообороту, заполните заявку вручную или загрузите сертификат ЭП
Заполнить заявку

Система маркировки изначально построена на электронном документообороте — от регистрации в системе до подачи сведений и обмена документами при смене собственника маркированного товара на стадиях его отгрузки и приёмки.

Поскольку не все предприниматели и компании используют ЭДО, в качестве временной меры предусмотрена возможность вручную заполнять документы и сообщать в систему сведения о движении товаров через личный кабинет участника. И хотя это трудоёмко, при малом товарообороте и небольшом количестве документов многие предприниматели и компании используют такой вариант.

Второй вариант — применение ЭДО Лайт. Этот продукт был разработан непосредственно оператором системы маркировки и интегрирован в личный кабинет. Сервис предоставляется бесплатно и позволяет обмениваться с контрагентами электронными документами, содержащими коды маркировки. Его можно интегрировать со своей учётной системой и использовать роуминговый обмен документами с контрагентами, которые подключены к другим операторам электронного документооборота.

К сожалению, ЭДО Лайт ориентирован только на микро- и малый бизнес, поэтому и его функционал серьёзно ограничен. Сервис можно использовать лишь при обмене документами, касающимися маркированных товаров, и исключительно с участниками системы маркировки. Ограничен и перечень операторов ЭДО, с клиентами которых возможен роуминговый документооборот.

И, наконец, система маркировки допускает передачу сведений и обмен электронными документами через сторонних операторов ЭДО. Такое решение подходит, если у предпринимателя или компании уже налажен электронный документооборот и заключён договор с одним из коммерческих операторов. Вариант позволяет работать с системой маркировки из своей товароучётной системы, если она интегрирована с системой оператора ЭДО.

Что изменится с 1 января 2022 года

Со следующего года в личном кабинете системы маркировки исчезнет возможность ручного заполнения документов и передачи сведений напрямую. Таким образом, ЭДО является единственным рабочим вариантом. Для тех, кто использовал ЭДО Лайт или сервисы операторов ЭДО, ничего не изменится. Но тем, кто работал через личный кабинет, придётся сделать выбор из этих двух решений. Тем же, кто отдаст предпочтение коммерческим сервисам, понадобится выбрать такого оператора электронного документооборота, который способен предоставить функциональные возможности для передачи сведений и документов в систему маркировки.

Переход на полный ЭДО будет поэтапным. В первую очередь он затронет бизнес, который работает с табачной продукцией, обувью, парфюмерией, автошинами, фототехникой, одеждой и текстильной продукцией. На сентябрь 2022 года запланирован перевод на ЭДО участников рынка молочной продукции. По остальным товарным позициям ориентировочный срок — с 2024 года, когда у ФНС запланирован полный перевод бизнеса на ЭДО.

Таким образом, со временем документальная работа со всеми товарными группами маркированных товаров будет проходить через операторов ЭДО. И именно они будут непосредственно направлять сведения и документы между контрагентами, а также в систему Честный ЗНАК. Для удобства участники системы маркировки могут работать в своей учётной системе — достаточно только интегрировать её с системой своего ЭДО-оператора.

Подключение к сервису оператора ЭДО

Для подключения к услугам оператора ЭДО необходимо:

  1. Выбрать оператора, учитывая его возможности работы с Честным ЗНАКом, удобство сервиса, дополнительный функционал, если он нужен, стоимость обслуживания. Также целесообразно заранее убедиться, с какими операторами ваш оператор поддерживает роуминг.
  2. Выбрать необходимый и достаточный набор услуг, подать заявку на подключение к сервису ЭДО и заключить договор.
  3. Приобрести необходимое программное обеспечение, установить его, выполнить настройки и убедиться в подключении к сервису оператора ЭДО — эти вопросы можно решить с помощью своего оператора.
  4. Протестировать ЭДО при работе с системой маркировки, если нужно — внести коррективы. Это целесообразно сделать с привлечением своих контрагентов, чтобы протестировать все процессы, в том числе на стороне каждого контрагента, особенно если у вас разные операторы ЭДО.

Если бизнес небольшой, стоит для начала проверить достаточность для вас функционала сервиса ЭДО Лайт. К нему можно подключиться из личного кабинета системы маркировки. Но этот сервис не подойдет, если контрагенты используют другого оператора, а его нет в списке доступных для роуминга. Не подойдет он и в том случае, если переход ИП или компании на ЭДО не ограничивается только работой в системе маркировки. Например, если вы планируете использовать ЭДО для сдачи обязательной отчётности или для работы с контрагентами в направлениях, не связанных с оборотом маркированных товаров.

В последние годы мы видим очевидный тренд на развитие рынка систем ЭДО с электронной подписью, предоставляемых операторами ЭДО. Это видит и государство, развивая сервисы и идеи цифровой экономики. Из одного из способов обмена документами без бумаг «операторский ЭДО» становится и самым удобным, самым широким по охвату и опыту использования, а также очевидным для новых интеграций методом цифровизации сценариев бизнеса.

Понимая на первых этапах развития маркировки свои возможности по упрощению процедур обмена и свой опыт, мы максимально комфортно для пользователей реализовали в партнерстве с ЦРПТ в системе TrustDoc функции обмена с системой Честный ЗНАК. Каждый абонент может включить в своем аккаунте опцию «Маркировка товаров», которая активирует функционал сразу для всех доступных товарных категорий. При этом, вне зависимости от интеграций и способа работы пользователя, система автоматически настроит обмен кодами маркировки, а также при приеме каждого УПД на стороне покупателя как участника ЭДО передаст данные в Честный ЗНАК. Весь обмен с системой маркировки фиксируется в системе и отображается для пользователя конкретными шагами со временем выполнения и подтверждающими квитанциями. Кроме этого, в TrustDoc реализован роуминг с ЭДО Лайт для устранения барьеров по переходу контрагентов на обмен документами по маркированным товарам, что позволяет покрыть обменом в ЭДО все возможные сценарии торговли маркированными товарами.

Помимо этого, мы сделали всё, чтобы снять барьеры и сложности входа в ЭДО, сервис TrustDoc совместим с квалифицированными сертификатами, выданными коммерческими и государственными аккредитованными удостоверяющими центрами, включая УЦ ФНС России.

Сергей Куляев
Руководитель проектов ЭДО «Инфотекс Интернет Траст»
Эта статья была полезной?
Подключиться
Чтобы подключиться к электронному документообороту, заполните заявку вручную или загрузите сертификат ЭП